ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

Белорусского общества когнитивно-поведенческой терапии

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 

1.1. Первоочередная цель этих стандартов — обозначить этические границы безопасной практики когнитивно-поведенческой терапии и способствовать тому, чтобы члены БОКПТ их придерживались, оказывали консультационные услуги безопасно для тех, кто за ними обратился.
1.2. Задача БОКПТ — ознакомить как каждого действующего члена общества, так и  тех, кто в него вступает, с данными этическими стандартами и содействовать эффективной реализации стандартов в их практике. Правление БОКПТ просит Вас придерживаться этических стандартов собственного поведения как внутри консультативной практики, так и в общественной деятельности, поскольку мнение общественности (включая социальные сети) может существенно влиять на доверие к профессии психолога / психотерапевта.

Примечание: для удобства ниже словом “пациент” мы обозначаем лицо, обратившееся за психологической помощью либо за консультированием в методе КПТ / когнитивно-поведенческой терапией. В качестве синонима может употребляться “клиент”. Лицо, оказывающее консультативную помощь — “терапевт” или “консультант”. Под «обучающей программой» подразумевается длительная программа обучения от полугода и более, как участником (слушателем), так и преподавателем могут быть члены БОКПТ.

 

2.ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ БОКПТ

 

2.1. С момента начала оказания психологической помощи и до её полного завершения Вы обязаны действовать в интересах клиента / пациента.

 

2.1.1. Вы не можете использовать пациента в своих интересах: ни эмоционально, ни физически, ни финансово, ни сексуально.

2.1.2. При оказании платных услуг Вы обязаны в начале работы с пациентом чётко указать стоимость услуг, ожидаемую длительность и цену.

2.1.3. Вы не имеете права искусственно продлевать или затягивать консультативный процесс, если Вы видите, что Ваши услуги более не эффективны для клиента.

2.1.4. В случае, если Вы не можете оказать эффективную помощь пациенту, Вы обязаны проинформировать его о других доказательных методах помощи при его проблеме и перенаправить к соответствующим специалистам.

2.1.5.  Ваши личные убеждения относительно психиатрического диагноза, гендера, цвета кожи, социального статуса, культуры, религии, сексуальной ориентации пациента не должны влиять на качество оказанных ему услуг.

2.1.6. При возникновении ситуации, угрожающей физической безопасности Вашего пациента, Вы обязаны обсудить её со своим супервизором и при необходимости задействовать милицию, юриста, службу защиты детей для принятия адекватного решения.

2.1.7. Вы НЕ можете находиться с пациентом в двойных отношениях, т.к. смешение ролей чаще всего рано или поздно приводит к сильным эмоциональным реакциям, конфликтам, манипуляциям и т.д., следовательно, Вы не принимаете в терапию людей, которые являются Вашими студентами, коллегами, партнёрами по бизнесу, родственниками, друзьями. С этой же целью взаимодействие терапевта и пациента за пределами консультативного кабинета должно быть строго ограничено.

2.1.8. Строго запрещены романтические и сексуальные отношения с пациентами, какими бы добровольными они не казались пациенту.

2.1.9. В случае, если Ваш пациент проходит терапию параллельно с другим специалистом в области психического здоровья, Вы имеете право прервать (прекратить) работу, если убедились, что Ваше дальнейшее взаимодействие с пациентом может принести ему вред.

2.1.10. Вы имеете право (с разрешения пациента) получать информацию о ходе терапии у другого специалиста в области психического здоровья, с которым работает Ваш пациент.

 

2.2. Получение информированного согласия на терапию / консультирование в когнитивно-поведенческом подходе. Вы обязаны:

 

2.2.1. Доступно для понимания объяснить пациенту: план терапии, цели терапии, ожидаемые сроки (согласно имеющимся современным исследованиям) и наличие других доказательных способов терапии ​ (выбор способа помощи должен быть свободным для пациента).

2.2.2. Вы обязаны пояснить, что первая встреча пациента и терапевта имеет цель только диагностики и оценки ситуации, по завершению встречи Вы даёте рекомендации, однако пациент не обязан продолжать терапию именно у Вас.

2.2.3. Таким образом, перед началом терапии Вы всегда должны получить согласие пациента начать процесс консультирования.

2.2.4.  Если предлагаемый клиенту метод терапии является экспериментальным и не имеет научных доказательств, Вы обязаны проинформировать его об этом.

2.2.5. При оказании кризисной психологической помощи Вы можете запросить информированное согласие после начала оказания помощи — как только это станет возможным.

2.2.6.  Лицо, у которого запрашивается информированное согласие, имеет право на отказ от лечения, и Вы обязаны уважать это право. Исключено оказывать давление на пациента, однако Вы должны ознакомить его с рисками и последствиями отказа от терапии. В случае наличия угрозы для жизни (например, клиент с высоким суицидальным риском отказывается от госпитализации) Вы обязаны уведомить об этих рисках соответствующие организации.

 

2.3. Вы должны поддерживать высокие стандарты качества диагностики и практики когнитивно-поведенческой терапии.

 

2.3.1. Оказываемые Вами психотерапевтические вмешательства должны гарантированно соответствовать современным эффективным подходам когнитивно-поведенческой терапии. Вы обязуетесь направлять терапевтические вмешательства в целях оказания наиболее эффективной помощи пациенту.

2.3.2. Вы должны быть готовы публично защитить результаты своей диагностики/терапии в суде или СМИ, если это потребуется.

2.3.3.  Вы обязаны реализовывать диагностику и консультирование/терапию таким образом, чтобы результаты можно было измеримо оценить.

2.3.4.  Вы обязаны обсудить цели и план терапии, а также то, что они могут быть пересмотрены, в самом начале процесса консультирования. Пациент может быть перенаправлен к другому специалисту как по собственному желанию, так и для реализации конкретных интервенций (например, тренинга ассертивности или ДПДГ), так и для целого курса психотерапии, если предоставленная Вами помощь оказалась неподходящей / неэффективной.

 

2.4. Вы действуете в границах своих знаний и компетентностей и должны перенаправить пациента для более эффективной помощи, если Вашего опыта и знаний недостаточно.

 

2.4.1. Оказывайте помощь только по тем проблемам и расстройствам, по которым Вы получили соответствующее образование.

2.4.2. Если Вы перенаправляете пациента другому специалисту, убедитесь, что он имеет необходимое для работы с этим случаем образование.

2.4.3. Позаботьтесь о том, чтобы пациент правильно воспринял причину перенаправления: Вы действуете в его интересах, а не избавляетесь от него.

2.4.4. В случае, если пациент выражает желание получить альтернативное мнение по диагностике своей проблемы, Вы не должны переубеждать его или препятствовать этому.

2.4.5.  Если пациента перенаправили к Вам, убедитесь, что правильно поняли запрос и у Вас есть необходимое образование и компетенции.

 

2.5. Обучение: Вы обновляете свои профессиональные знания и навыки.

 

2.5.1. Вы должны быть уверены, что ваши знания, навыки и способы работы с пациентами соответствуют стандартам качества современной доказательной терапии.

2.5.2.  Ваша практика должна опираться на современные исследования психотерапии. Изучение и мониторинг современных научных тенденций в этой области – это Ваша профессиональная ответственность.

 

2.6. Вы должны обеспечивать конфиденциальность оказываемых услуг и право на защиту этой информации.

 

2.6.1. Вы не должны сообщать информацию о пациенте или своё профессиональное мнение о нём третьим лицам. В случае, если эти третьи лица – специалисты (психиатр, назначающий медикаменты или Ваш супервизор), Вы обязаны взять согласие на это обсуждение у пациента.

2.6.2. Если какие-либо данные из терапии Вы собираетесь опубликовать или озвучить на конференции, Вы должны максимально изменить идентификационные данные (имя, возраст, профессию) для невозможности узнавания пациента.

2.6.3. Вы должны держать карточки, письменные, аудио- и видеозаписи сессий с пациентом в недоступном для третьих лиц месте. Записи пациентов, завершивших консультирование 2 года и более назад могут быть уничтожены.

 

2.7. Вы обязаны вести запись сессий с пациентом в виде конспекта и/или аудио-видеозаписей.

 

2.7.1. Ведение записей является как основой для качественной само-супервизии и улучшения качества Ваших услуг, так и основой для Вашей защиты как специалиста в случае возникновения конфликтной ситуации.

2.7.2. Всю новую информацию о пациенте и новые договорённости / соглашения между Вами добавляются в соответствующую “карточку”.

2.7.3. Эти записи должны быть защищены от потери, хищения или уничтожения во время консультирования и в течение 2 лет после завершения.

 

2.8. Корректность в общении и взаимодействии: Вы общаетесь с пациентом и с задействованными в сотрудничестве коллегами, основываясь на взаимоуважении.

 

2.8.1. Недоразумения и конфликтные ситуации решаются уважительным способом. Ваше поведение в конфликтной ситуации не должно наносить вред пациенту. При необходимости Вы обязаны обратиться за помощью в интервизионную или супервизорскую группу.

2.8.2. КПТ-специалист не занимается травлей своих коллег, поскольку это противоречит ценностям профессии. Критика и комментарии должны касаться действий специалиста, а не его личности и выражаться в уважительной форме профессиональной дискуссии. Рекомендуется избегать публичных обсуждений, а использовать профессиональные инструменты (супервизия, интервизия, обращение в этический комитет) для разрешения конфликтных ситуаций.

2.8.3. Осуществляя научную и публицистическую деятельность, придерживайтесь законов авторского права и охраны интеллектуальной собственности.

2.8.4. Психолог не допускает плагиата (частичного или полного использования ранее опубликованных чужих текстов – как научных, так и описания тренинговых программ).

 

2.9. Вы обязаны ограничить свою работу, снизить нагрузку или даже остановить психологическую практику, если Ваше состояние здоровья влияет на способность принимать эффективные решения в процессе консультирования.

 

2.9.1. В случае, если Ваше состояние существенно влияет на способность оказывать психологическую помощь, Вы обязаны обратиться к врачу и следовать его рекомендациям.

 

2.10. Гарантия соответствия: заявленная рекламная информация о Вас как о специалисте должна соответствовать действительности.

 

2.10.1. Если вы не являетесь аккредитованным КПТ-терапевтом, Вы не имеете права называть себя так — иначе Вы вводите пациента в заблуждение. Вы можете использовать формулировку “консультант в методе КПТ”.

2.10.2. Любая рекламная информация о Вас в соцсетях, на сайте или в буклетах должна быть достоверной и не вводить пациентов в заблуждение. Вы не можете представлять себя как психотерапевта, не имея медицинского образования, и не можете представляться психологом, не имея законченного психологического образования.

2.10.3. Вы обязаны оставаться в границах своей компетентности,  принимая решение о работе с нозологиями (пациентами с психиатрическим диагнозом),  т. е.  иметь соответствующее образование в психиатрии или медицинской психологии, а в случае его отсутствия – получить достаточную квалификацию и опыт либо вести случай в паре с психиатром.

 

2.11. Профессиональная и личная этика.

 

2.11.1. Помните, что Ваше поведение за пределами консультативных сессий также, может влиять на представление пациентов о Вас как о специалисте и на представление о когнитивно-поведенческой терапии в целом.

2.11.2. Если член БОКПТ узнает об этических нарушениях со стороны другого профессионала, то в первую очередь обращается непосредственно к нему самому, а затем в этический комитет.

 

2.12. Преподавательская и образовательная деятельность.

 

2.12.1. Преподаватель несёт ответственность за собственную компетентность в рамках заявленной тематики, точность и актуальность предлагаемого материала, его этичную подачу и уважительное отношение к участникам образовательного проекта.

2.12.2. При разработке обучающей программы преподаватель избегает полного или частичного плагиата и уважает авторские права своих коллег.

2.12.3. Преподаватель должен ясно и доступно ознакомить участников образовательного проекта со стандартами и условиями сертификации или аккредитации, если таковая предполагается в рамках обучения.

2.12.4. Преподаватель с равным уважением относится к участникам обучающей программы вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

2.12.5. В преподавании недопустимы высказывания, примеры, иллюстрации дискриминирующего или оскорбительного характера.

2.12.6. Преподаватель не может использовать свою роль или служебное положение для оказания финансового или сексуального давления на участников (слушателей) программы.

2.12.7. Личная информация, полученная преподавателем от участников обучающей программы в процессе профессиональной деятельности, не должна быть использована в интересах преподавателя или третьих лиц.

2.12.8. Устная, печатная, аудиовизуальная и любые другие виды публикации случаев с иллюстративными, образовательными или научными целями должны осуществляться так, чтобы было невозможно идентифицировать описываемое лицо, группу или организацию.

2.12.9. Преподаватель беспристрастно и непредвзято относится к участникам (слушателям) обучающей программы. Преподаватель осознает, что возможные пересечения в смежных контекстах (например, участие в обучающих группах этого же преподавателя в иных организациях) могут иметь влияние на оценку им студента и учитывает это.

2.12.10. Преподаватель должен уметь объяснить слушателям свои решения и действия доступным образом.

2.13. В случае, если Вы узнали о нарушениях этических стандартов членами БОКПТ, рекомендуется в первую очередь обсудить эти нарушения в личной беседе с коллегой, опираясь на тезисы кодекса. В случае свидетельства нарушений, которые однозначно причиняют вред конкретным людям или репутации сообщества в целом, Вы обязаны уведомить об этих нарушениях Этический комитет.

Свои обращения в Этический комитет Вы можете оставлять здесь

ФОРМА

Срок рассмотрения обращения до двух недель.

«Благодарим российскую этическую коллегию

по этике в психологии и психотерапии

за сотрудничество и разрешение использовать

отдельные пункты в нашем кодексе»

Этический кодекс КЭПП